“Полезно слушать слова других” Египтская мудрость
Выдержки из книги Рами Блект “Алхимия общения”
Информированность дает власть.
Болтливость – подчинение.
Умение эффективно слушать очень важно для руководителей. Без него практически невозможно успешно руководить людьми.
Люди, овладевшие искусством слушания, способны находить в услышанном суть и накапливать наиболее ценную информацию, чтобы впоследствии ею распорядиться.
Поэтому такие люди обладают властью.
Под властью в данном контексте следует понимать не возможность манипулирования другими людьми, а способность быть хозяином своей жизни, не зависящим от внешних обстоятельств и строящим свою жизнь самостоятельно, легко обходя различные препятствия, эффективно принимая наилучшие решения.
Тому, кто умеет слушать, порой достаточно несколько минут послушать собеседника, чтобы прочитать его, как открытую книгу, и , получив описание какой-либо проблемы, легко помочь этому человеку решить ее.
“Умение внимательно слушать – это один из лучших способов проявить уважение к человеку и установить с ним глубокий контакт”
Робин Шарма
Умение слушать – это намного больше, чем сидение с открытым ртом и созерцание собеседника. Уметь слушать – значит уметь слышать, обладать определенной энергетикой, уметь отдавать.
Почему?
Слушать – значит отдавать. Вы уделяете человеку время и тем самым проявляете уважение к нему.
Кто больше говорит – эгоист или человек, бескорыстно отдающий? Как правило, эгоист.
Темы, на которые он говорит, сводятся к одному- в центре его внимания он сам. Если человек сконцентрирован только на себе, то он будет либо стараться как можно больше говорить, либо начнет перебивать собеседника, а слушать будет (если вообще будет) невнимательно (особенно то, что его лично не касается).
Слушание – это процесс, в котором мы, в хорошем смысле, отдаем часть своей души.
По большому счету, наша главная цель – всегда быть внутренне бескорыстно отдающими, делиться любовью. Это практически единственный шанс привлечь в нашу жизнь много безусловной любви. И слушание – один из самых простых способов это сделать, ведь все, что от нас требуется – просто послушать человека, приложить силы, чтобы услышать его.
Четыре позиции слушания:
1. Я – о”кей, Ты -о”кей (мы равны)
Для этого подхода характерно умение слушать без оценок, без осуждения, сопереживая, понимая намерения и чувства говорящего, обращая внимание на все аспекты общения и следя за тем, что говорится. Язык тела включен, мы ставим себя на место говорящего.
Это самая здоровая позиция, единственно правильный способ общения. Общение с этой позиции свидетельствует о взаимном уважении собеседников. Мы развиваемся, наши отношения развиваются.
2. Я – о”кей, Ты – не о”кей (я лучше, ты хуже)
Этой позиции в построении отношений придерживается большинство людей – они уважают себя, но не уважают собеседника.
Они настроены на то, что собеседник ничего важного сказать не может, а если и скажет, то “мы это уже давно знаем”.
3. Ты – о”кей, Я- не о”кей (ты лучше, я хуже)
Такой подход возможен:
– при заниженной самооценке, когда человек не уверен в себе;
– когда один человек агрессивно настаивает на своем, а другой уступает, лишь бы первый успокоился;
– у тех, кто осознанно или неосознанно выбрал для себя роль “жертвы”;
– у человека, который хочет заслужить любовь (я – не о”кей, только полюбите меня, общайтесь со мной);
– как осознанная внешняя позиция, например по отношению к представителям власти, но при этом важно внутренне сохранять чувство собственного достоинства.
4. Я – не о”кей, Ты – не о”кей
Позиция хронических неудачников, считающих, что все люди плохие и мир устроен неправильно. Обычно стиль общения встречается у людей, имеющих психические отклонения, негармоничных, пессимистичных, неуверенных, очень трусливых, никого не уважающих.
Как правило, позиции слушания человек выбирает неосознанно. Поэтому именно Ваша задача быть осознанным, осознанно выбирать из какой позиции общаться, и конечно понимать, что наиболее эффективное общение, слушание произойдет только в первой позиции, в позиции равенства, в позиции сотрудничества друг с другом.
И просто, перед тем как начать общение поймите: есть ли позиция равенства с партнером?
Если нет, то перейдите в нее, сказав мысленно, например “Я и ты одной крови”, “Я и ты делаем одно дело”, либо придумайте свою фразу, важно чтобы было между вами равенство.
Или перейдите в состояние интереса. Состояние интереса к человеку вам поможет максимально быть в данной позиции, и выстроить наилучшие отношения с человеком.
Особенно важно это для руководителей, когда к ним приходит подчиненный. Только в позиции равенства с подчиненным руководитель может выстроить наиболее эффективные отношения сотрудничества, и совместно достигать максимально возможные результаты. Только в первой позиции у руководителя есть возможность включить в подчиненном максимальную эффективность работы, и получить максимальное удовольствие от процесса сотрудничества и полученных результатов отдела.
“Некоторые слушают желудком, некоторые знаниями, некоторые умом.
Очень немногие слушают сердцем!”
Владимир Борисов
Слушайте сердцем!
Учитесь искусству эффективного слушания!
Цените себя и других!
С любовью и благодарностью, Лилия Евсюкова, коуч-консультант по эффективному развитию предпринимателей