Искусство эффективного слушания

 

“Полезно слушать слова других”     Египтская мудрость

Выдержки из книги Рами Блект “Алхимия общения”

Информированность дает власть.

Болтливость – подчинение.

Умение эффективно слушать очень важно для руководителей. Без него практически невозможно успешно руководить людьми.

Люди, овладевшие искусством слушания, способны находить в услышанном суть и накапливать наиболее ценную информацию, чтобы впоследствии ею распорядиться.

Поэтому такие люди обладают властью.

Под властью в данном контексте следует понимать не возможность манипулирования другими людьми, а способность быть хозяином своей жизни, не зависящим от внешних обстоятельств и строящим свою жизнь самостоятельно, легко обходя различные препятствия, эффективно принимая наилучшие решения.

Тому, кто умеет слушать, порой достаточно несколько минут послушать собеседника, чтобы прочитать его, как открытую книгу, и , получив описание какой-либо проблемы, легко помочь этому человеку решить ее.

Умение внимательно слушать – это один из лучших способов проявить уважение к человеку и установить с ним глубокий контакт”

Робин Шарма

Умение слушать – это намного больше, чем сидение с открытым ртом и созерцание собеседника. Уметь слушать – значит уметь слышать, обладать определенной энергетикой, уметь отдавать.

Почему?

Слушать – значит отдавать.  Вы уделяете человеку время и тем самым проявляете уважение к нему.

Кто больше говорит – эгоист или человек, бескорыстно отдающий? Как правило, эгоист.

Темы, на которые он говорит, сводятся к одному- в центре его внимания он сам. Если человек сконцентрирован только на себе, то он будет либо стараться как можно больше говорить, либо начнет перебивать собеседника, а слушать будет (если вообще будет) невнимательно (особенно то, что его лично не касается).

Слушание – это процесс, в котором мы, в хорошем смысле, отдаем часть своей души.

По большому счету, наша главная цель – всегда быть внутренне бескорыстно отдающими, делиться любовью. Это практически единственный шанс привлечь в нашу жизнь много безусловной любви. И слушание – один из самых простых способов это сделать, ведь все, что от нас требуется – просто послушать человека, приложить силы, чтобы услышать его.

Четыре позиции слушания:

1. Я – о”кей, Ты -о”кей  (мы равны)

Для этого подхода характерно умение слушать без оценок, без осуждения, сопереживая, понимая намерения и чувства говорящего, обращая внимание на все аспекты общения и следя за тем, что говорится. Язык тела включен, мы ставим себя на место говорящего.

Это самая здоровая позиция, единственно правильный способ общения. Общение с этой позиции свидетельствует о взаимном уважении собеседников. Мы развиваемся, наши отношения развиваются.

2. Я – о”кей, Ты – не о”кей (я лучше, ты хуже)

Этой позиции в построении отношений придерживается большинство людей – они уважают себя, но не уважают собеседника.

Они настроены на то, что собеседник ничего важного сказать не может, а если и скажет, то “мы это уже давно знаем”.

3. Ты –  о”кей, Я- не о”кей (ты лучше, я хуже)

Такой подход возможен:

– при заниженной самооценке, когда человек не уверен в себе;

– когда один человек агрессивно настаивает на своем, а другой уступает, лишь бы первый успокоился;

– у тех, кто осознанно или неосознанно выбрал для себя роль “жертвы”;

– у человека, который хочет заслужить любовь (я – не о”кей, только полюбите меня, общайтесь со мной);

– как осознанная внешняя позиция, например по отношению к представителям власти, но при этом важно внутренне сохранять чувство собственного достоинства.

4. Я – не о”кей, Ты – не о”кей  

Позиция хронических неудачников, считающих, что все люди плохие и мир устроен неправильно. Обычно стиль общения встречается у людей, имеющих психические  отклонения, негармоничных, пессимистичных, неуверенных, очень трусливых, никого не уважающих.

 

Как правило, позиции слушания человек выбирает неосознанно. Поэтому именно Ваша задача быть осознанным, осознанно выбирать из какой позиции общаться, и конечно понимать, что наиболее эффективное общение, слушание произойдет только в первой позиции, в позиции равенства, в позиции сотрудничества друг с другом.

И просто, перед тем как начать общение поймите: есть ли позиция равенства с партнером? 

Если нет, то перейдите в нее, сказав мысленно, например “Я  и ты одной крови”, “Я и ты делаем одно дело”, либо придумайте свою фразу, важно чтобы было между вами равенство.

Или перейдите в состояние интереса. Состояние интереса к человеку  вам поможет максимально быть в данной позиции, и выстроить наилучшие отношения с человеком.

 

Особенно важно это для руководителей, когда к ним приходит подчиненный. Только в позиции равенства с подчиненным руководитель может выстроить наиболее эффективные отношения сотрудничества, и совместно достигать  максимально возможные результаты. Только в первой позиции у руководителя есть возможность включить в подчиненном максимальную эффективность работы, и получить максимальное удовольствие от процесса сотрудничества и полученных результатов отдела.

 

“Некоторые слушают желудком, некоторые знаниями, некоторые умом.

Очень немногие слушают сердцем!”

Владимир Борисов

Слушайте сердцем!

Учитесь искусству эффективного слушания!

Цените себя и других!

С любовью и благодарностью,                   Лилия Евсюкова, коуч-консультант по эффективному развитию предпринимателей

 

Вы можете оставить комментарий.

Оставить комментарий

Powered by WordPress. Icon made by Freepik from www.flaticon.com